Что надо знать для выбора любительской видеокамеры

Автор Ruterk, 29 августа 2011, 21:54:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ruterk

Подавляющее большинство камер, предлагаемых сегодня, — HD. Практически исчез смысл деления видеокамер по географическому признаку PAL и NTSC: размер кадра везде и всюду одинаков, разнится лишь их частота. Ушли в прошлое кассеты, потянув за собой и оптические диски: в современных видеокамерах беспредельно властвует флеш-память или HDD. Наконец, отпала нужда в выборе формата записи, ведь всё видео записывается, как правило, в одном формате: AVC(HD). В разных, конечно же, вариациях и контейнерах, но всё тот же самый AVC, или, иначе, H.264.

Всё просто: если заняться перечислением современных электронных устройств, не оснащённых датчиками изображения, окажется, что такие «безглазые железки» сегодня чуть ли не в меньшинстве. Что тут говорить, если уже и в холодильники камеры встраивать собираются... Какой отсюда вывод? Однозначный: в качестве видеозаписывающих устройств будем рассматривать только бытовые любительские видеокамеры. Те самые аппараты, которые ещё на стадии проектирования задумывались и предназначались исключительно для бытовой любительской видеосъёмки. Не для проведения конференций, охранного видеонаблюдения, отправки СМС, веб-сёрфинга, регистрации аварий, фотографирования или охлаждения пищи.

Немного информации для новичков. Главное, что объединяет разрабатываемые и выпускаемые сегодня любительские видеокамеры — это разрешение видео. Все камеры, за редким исключением, являются сегодня HD-камкордерами. Что это означает? Лучше всего пояснить на таком примере:


Первый из прямоугольников со сторонами 720?576 точек — это прежний, уходящий в прошлое стандарт размера кадра с названием SD (Standard Definition, стандартное разрешение). Неудивительно, что он совпадает со стандартом ТВ-вещания, утверждавшимся ещё при царе Горохе (и, к сожалению, всё ещё действующим, более того — не собирающимся сдавать свои позиции). Видеокамеру, снимающую с таким размером кадра, разработанную и выпущенную в последнее время, вы вряд ли сумеете найти, разве что по складским запасам пройтись. Впрочем, если кому-то жуть как требуется снимать в древнем SD-разрешении, то ему отлично подойдёт Full HD камера производства Sony. Эти камеры многозадачны, поскольку умеют снимать в нескольких видеорежимах, включая SD.

Прямоугольник посветлее, с разрешением 1280?720 — это скромняга HD (High Definition, высокое разрешение). Почему скромняга? Да потому, что уже не SD, но ещё и не Full HD. Названий такому размеру кадра придумано несколько. Например, с лёгкой руки одного из производителей видеокамер данный размер кадра обрёл имя AVCHD Lite. Лёгонький такой AVCHD. Да, вполне справедливо. Дело в том, что в кадре со сторонами 1280?720 содержится в 2,22 раза больше точек, чем в SD-кадре, но при этом в 2,25 раза меньше пикселей, чем в кадре Full HD, имеющем 1920?1080 точек. А ведь каждый пиксель подлежит обработке и передаче на расстояние (в случае с вещанием). Детализация в кадре AVCHD Lite значительно выше, чем в древнем SD — более чем в два раза. Но и ресурсов для обработки такого сигнала требуется в разы меньше, чем при работе с Full HD. Этакий переходный вариант, золотая серединка, входящая, между прочим, в список стандартов Blu-ray наравне с Full HD.

Многие сегодняшние видеокамеры Full HD среднего и низшего ценового сегмента умеют снимать в таком режиме. Более того — данный режим зачастую является «родным» для некоторых недорогих видеокамер, именно в таком режиме рекомендуется снимать ими. Причина проста: кадр Full HD, который данные камеры умеют выдавать, на самом-то деле является всего лишь результатом банального апскейлинга, программного увеличения картинки до размеров «взрослого» AVCHD, имеющего размер 1920?1080. Скажете, обман? Нет, просто маркетинг. Вряд ли кто-то станет возмущаться, что за небольшие деньги ему продали недорогую вещь.

Наконец, Full HD — самый большой и светлый прямоугольник на рисунке выше. Сегодня такой размер кадра является пределом для всех бытовых видеокамер. Нетрудно предсказать, что через пять-десять лет мы будем подшучивать и над этим стандартом, но посмотрите на заголовок статьи: камеры мы рассматриваем сегодняшние, не завтрашние. Тут следует ещё раз напомнить: большой размер кадра, как уже говорилось, вовсе не означает, что камера умеет снимать с детализацией, соответствующей этому размеру. К несчастью, ни одна из сегодняшних видеокамер не может похвастаться истинным разрешением, равняющемся заветным цифрам 1920?1080. Приблизиться к такому разрешению — да, приблизились (особенно аппараты топ-класса), но достичь — никак нет. Остаётся ждать появления видеокамер следующих поколений.

Второй фактор, объединяющий все нынешние видеокамеры, — способ сжатия видео. Формат AVC (Advanced Video Coding), или, иначе, H.264, совмещает в себе высокую степень сжатия при сохранении отличного качества. Правда, сложность кодирования и декодирования при этом возрастает в разы: для создания такого файла требуется нешуточная мощь процессора, именно такие сильные медиачипы работают в современных камерах. Впрочем, и для просмотра, и уж тем более для редактирования такого видео нужно иметь серьёзные вычислительные возможности. Проще говоря, нужен могучий компьютер.

Наконец, третий фактор, уже не объединяющий, а, скорее, разбивающий видеокамеры на отдельные категории: дизайн, или конструкция. Этот фактор, как правило, с головой выдаёт назначение и даже стоимость устройства. Так, среди нынешних камкордеров присутствуют экземпляры, которые с большой натяжкой можно назвать видеокамерой. Не тот у них форм-фактор, понимаешь... Ну не похож он на стандартный видеокамерный — так, скорее, мобильник какой-нибудь. Но поскольку сам производитель называет эти аппараты видеокамерами, мы положимся на его мнение и всё-таки отнесём данные гаджеты к семейству видеокамер.

Все прочие конструктивные и программные особенности являются лишь характерными чертами сравниваемых моделей, на них мы обратим внимание уже при непосредственном сравнении. Итак, к делу.

Определимся, какие видеокамеры следует разделить их на категории. Если идти трудным путём, то факторов, по которым можно отнести ту или иную камеру к какой-либо категории, можно насчитать с десяток:

• форм-фактор;

• наличие оптического стабилизатора или электронного, да и вообще какого-либо стабилизатора;

• кратность зума;

• возможность доукомплектования различными аксессуарами (фильтры на объектив, внешний микрофон, свет, наушники);

• наличие ручных органов быстрого управления (кольцо, прочие регулировочные механизмы);

• стоимость;

• наличие прогрессивного режима записи с 50/60 кадрами в секунду;

• возможность зарядки по USB;

• наличие сенсорного ЖК-экрана, размер такого экрана;

• используемый носитель (жёсткий диск, встроенная флеш-память, сменные карты памяти);

• наличие встроенного источника света, фотовспышки

• качество фоторежима

• и т.?д. до вашего полного истощения фантазии и до нашего просветления.

Нет, таким путём мы весь сайт захламим жутким количеством страниц и вконец запутаем новичков, и без того слабо разбирающихся в различиях между современными видеокамерами. Уж лучше свернём на самую короткую тропку и расставим приоритеты следующим образом:  

• миниатюрные аппараты — карманные, с минимумом функций, недорогой оптикой, зачастую в водонепроницаемом и/или противоударном корпусе. Стоимость таких камер, как правило, сравнима со стоимостью прочих несложных мобильных гаджетов, чем они в сущности и являются.

• видеокамеры начального уровня — привычный для камер дизайн, посредственная оптика, мелкая подслеповатая матрица. Отличаются большим зумом и невысокой стоимостью.

• видеокамеры среднего уровня — аппараты с характеристиками, приближающимися к свойствам камер топ-класса: высококачественная оптика, наличие оптического стабилизатора изображения, особых режимов записи. В отличие от топ-камер отсутствует дополнительное управление, но может присутствовать возможность крепления и подсоединения аксессуаров (наушники, микрофон). Стоимость таких камер ограничивается зачастую одной тысячью заокеанских денег.

• видеокамеры высшего уровня (топ-класс) — имеют максимально возможные для любительских камкордеров характеристики, такие как: видоискатель, в некоторых случаях наличие трёх матриц, особые режимы записи, высококачественная оптика, оптический стабилизатор. В обязательном порядке имеется возможность крепления и подключения аксессуаров, наличествуют дополнительные органы ручного управления. Такие камеры отличаются высоким качеством изготовления и высокой же ценой: от $1000 и выше.

Миниатюрные видеокамеры

Существует два типа малогабаритных камер: спортивные и обычные. Имеются в виду карманные аппараты, предназначенные для двух видов съёмки: спортивно-отпускной (море, солнце, шалаш, уха) и обыкновенной бытовой, в духе «выхватил из кармана-снял-залил на YouTube». Первый вариант выполнен, как правило, в защищённых корпусах, что является, в общем-то, единственным отличием от «паркетного» варианта.

Видеокамеры начального уровня

Эти аппараты расположены в самом низу видеокамерной иерархии. Всё дело в датчиках изображения, которыми оснащены данные видеокамеры. Количество эффективных пикселей у этих датчиков не дотягивает до Full HD (эффективным называется задействованный пиксель, участвующий в построении картинки). Обыкновенный подсчёт: для получения кадра Full HD требуется 1920?1080=2073600 пикселей. Два миллиона семьдесят три тысячи шестьсот пикселей. Скажите, может ли видеокамера с датчиком, имеющим всего лишь полтора миллиона работающих чувствительных элементов, создать видео Full HD? Разумеется, не может. Кадр, который записывает такая камера, получается путём искусственного, программного увеличения картинки (Up Scale).

Видеокамеры среднего уровня

Следующая партия аппаратов — те самые, что мы условно обозначили как видеокамеры среднего уровня. Разрабатывается и выпускается их целая прорва, ведь такие камеры являются наиболее продаваемыми моделями (или покупаемыми — зависит от точки зрения).

Видеокамеры топ-класса

И, наконец, апофеоз нашего многоохватного сравнения: видеокамеры топ-класса, высшего уровня. Высшего как по своим возможностям/функциональности, так и по цене.

   
Автор: Сергей Мерьков
Источник: http://www.ixbt.com/divideo/camera2011.shtml